|
31
|
|
ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА
|
|
КОНОТОПСКАЯ ЕПАРХИЯ
|
|
|
Преодолевая "шум времен"
|
Епископ Конотопский
и Глуховский Иннокентий:
"Идти путем благочестивой и праведной жизни"
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 30 марта 1999 года управляющим Конотопско- Глуховской епархией назначен Преосвящен- нейший епископ Иннокентий.
Владыка Иннокентий окончил Московскую Духовную Академию в 1976 году со степенью кандидата богословия. Награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III и II степени.
— Владыко, конец тысячелетия — время подведения итогов. В чем Вы усматриваете непрерывность истории и жизни нашей Церкви?
— Борьба добра со злом, веры и неверия проходит через всю историю человечества, а особенно христианства. Это началось уже тогда, когда наш праотец Адам не раскаялся в грехе перед Создателем, когда впервые пролилась братская кровь, что повлекло большие беды для всего ветхозаветного человечества. Но особенно обострилось противостояние, когда сам Господь был на земле и всей своей жизнью и личностью светил миру. Но как раз свет, исходящий от Христа, возбуждал критику и противостояние у людей, возлюбивших тьму больше света, зло больше добра. Не раз случалось, что те, кто приближался ко Христу, потом покидали Его. Путь веры уже тогда требовал и чистоты сердца, и готовности следовать за Господом во всем. Те, кто подобно Пилату, не жили для истины, были к ней равнодушны, приблизившись ко Христу, потом отходили от Него. Путь веры, христианства был и остается путем всецелой отдачи себя Богу, как высшей Правде, которая привносит гармонию и смысл не только в личность, но и в судьбу, историю всего земного мира.
Измена христианским заповедям привела к кровавым ужасам 1905–1917 годов, а затем к уже не чужеземному, а доморощенному духовному игу, которое с полным основанием можно сравнивать с вавилонским пленом. Но "Господь крепость своим людям даст, Господь благословит люди своя миром". Погибла атеистическая идеология тоталитарного государства, оставив на православной земле тяжкие зияющие раны от поруганных святынь. И сегодняшние неурядицы и проблемы происходят от того, что за последние семьдесят лет на нашей земле было произнесено много хулы на Духа Святаго.
Христианские же принципы остались непоколебимы, и отрадно, что наш народ, сделав выводы из прошлого, берет Заповеди Господни за основу возрождения своей жизни. Всем, кто стремится видеть Украину великой православной державой, кто трудится на ниве возрождения ее экономики и духовности, хотелось бы напомнить, что подлинное возрождение нашей родины зависит не от внешних обстоятельств и не от борьбы политических партий. Оно зависит от каждого из нас, от наших молитв, покаяния, благочестивой жизни на основе христианского учения, зависит от того, как мы возрождаем поруганные святыни и относимся к православной вере своих отцов.
— Как готовится епархия встретить 2000-летие Рождества Христова?
— Наши люди подлинно и верно следуют христианским принципам. Свидетельство тому — возрождение поруганных некогда святынь. У нас, например, идут восстановительные работы в Свято-Вознесенском кафедральном соборе. Сделана роспись правого придела в память сорока мучеников Севастийских, осуществлено новое перекрытие потолка левого придела в память великомученика и целителя Пантелеимона. Ведется роспись центральной части алтаря. В мае нынешнего года был освящен Крест Христов, водруженный перед оградой Молченской Рождества Богородицы женской обители.
Каждый приход епархии готовится к достойной встрече юбилея.
|
|
|
Памятник композитору Дмитрию Бортнянскому в Глухове
|
Конотопско-Глуховская епархия образована по решению Священного Синода 22 июня 1993 года. В ее состав входят восемь районов Сумской области.
На территории епархии находятся два монастыря: Молченская Рождества Богородицы женская обитель в Путивле и Глинский Рождества Богородицы мужской ставропигиальный монастырь.
ДИстория Молченской Свято-Рождества Богородицы обители очень интересна. Предание гласит, что ее название походит от иконы, которая явилась на болоте Мольч. Несколько позже в Путивле основывается подворье Молченской пустыни. Есть сведения, что в 1519 году в черте путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской пустыни (Софрониевой), с подворьем — по примеру некоторых знаменитых русских обителей, имевших в Москве и других больших городах свои часовни и подворья для приезжающих настоятелей и монастырских людей.
В 1591–1593 годах подворье обращается в самостоятельный Путивльский монастырь.
В XVI веке Путивль приобретает большое значение — как главная пограничная крепость Русского государства на юго-западных рубежах. Строятся оборонительные сооружения, в том числе на юго-восточной окраине города возводится самая мощная цитадель — каменная. Она имела башни — четырехугольную надвратную и круглые угловые, а также собор Пресвятой Богородицы. Толстые каменные стены с проходами, бойницами были хорошо приспособлены для обороны. Благодаря этим мощным укреплениям монастырь не подвергся разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.
Таким образом, к концу XVI века подворье Молченской пустыни оформилось в оборонный и религиозный центр Путивля и приобрело самостоятельность.
Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует, что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.
|
|
Памятник композитору Максиму Березовскому в Глухове
|
Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, бывшему монаху Чудова монастыря, выдавшего себя за сына Ивана Грозного. В это время скончался Илья —первый игумен Путивльского монастыря.
Пустынь была разграблена польской шляхтой, возглавляемой самозванцем. После этого игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь — как место совершенно безопасное, защищенное от разных неприятельских разорений. Все уцелевшие святыни, как-то: иконы, церковная утварь и проч. — были также перенесены сюда. Само место, где находилась пустынь, и все ее угодья тоже были приписаны к монастырю.
Самым драгоценным из перенесенных игуменом Пафнутием сокровищ была икона Молченской Богородицы, явившаяся в 1405 году на болоте. С тех пор Путивльский монастырь стал именоваться Большим Молченским, а еще — "Белыя Богородицы". Второе название произошло от каменной церкви, выбеленной и построенной, по преданию, "растрыгой, который назвался царевичем Димитрием". Другие утверждают, что церковь эту возвел некий грек Илья. В последующее время монастырь получает от царской фамилии по жалованным грамотам вотчины, угодья, крепостных.
Со временем появляются новые сооружения. В XVII веке возводится двухъярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотным силуэтом. В 20-е годы XVIII века построены настоятельские покои и братский корпус.
|
|
Молченский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
|
В начале нашего века в монастыре произошел пожар. В огне погибли обширная библиотека и прекрасной работы иконостас. В последующие богоборческие годы монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремесленное училище, детский дом, склады.
В настоящее время древний Молченский Путивльский монастырь переживает свое второе рождение, ведутся восстановительные работы сестринского корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря проходят ежедневные богослужения.
|
|
"Господь крепость людям своим даст"
|
Безжалостные ветры истории пронеслись над храмами Конотопской епархии. Но никогда православный народ не сомневался, что восстанут из руин и запустения святыни, засияет золото куполов и кресты вознесутся в вечное небо.
|
|
Свято-Анастасиевский кафедральный собор в Глухове
|
Свято-Анастасиевский кафедральный собор
Собор трех Анастасий в городе Глухове — выдающийся памятник архитектуры ХIХ столетия. Он построен в 1893 году на средства семьи знаменитых благотворителей Терещенко и являлся усыпальницей семьи меценатов. По архитектуре храм напоминает Владимирский собор в Киеве. Его расписывали выдающиеся художники. "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "На суде у Пилата" принадлежат кисти А. Свидемского, алтарная часть и купол расписаны Н. Пимоненко, иконостас из белого итальянского мрамора оформлен В. Верещагиным и Ф. Журавлевым.
После 1917 года в храме разместили городской музей, в 1920-м свинцовые гробы из усыпальницы Терещенко забрали для армейских нужд, а тленные останки попросту выбросили. Собор выстоял в годы гонений на Церковь и по-прежнему является украшением древнего города.
|
|
Свято-Вознесенский кафедральный собор в Конотопе
|
Свято-Вознесенский кафедральный собор
Во время Великой Отечественной войны через Конотоп проходила линия фронта. В ходе боев исчезли практически все местные архивы. Поэтому воссоздать историю Конотопа довольно сложно, но все же известно, что земля под местный храм была подарена неким мещанином 170 лет назад.
Собор имеет три престола. Центральный — в честь Вознесения Господня. Правый — в честь сорока мучеников Севастийских — освящен в знак примирения между украинцами и русскими после битвы за Путивль во время восстания гетмана Мазепы (кстати, останки казаков и российских стрелков погребены на территории собора). Левый престол освящен в честь великомученика и целителя Пантелеимона, перед иконой которого в 1956 году произошло исцеление смертельно больной женщины. В соборе находится чудотворная икона Божией Матери "Троеручица", больших размеров, в серебряном окладе. На территории собора находится могила героя Болгарии генерала Драгомирова.
|
|
Храм святителя Николая
|
Храм святителя Николая
Собор построен в Глухове в 1693 году. Среди чтимых икон особо нужно отметить написанную старцем Глинской пустыни игуменом Исаией икону Божией Матери "Троеручица", которая, начиная с ноября 1998 года, периодически мироточит. В разное время храм святителя Николая посещали Петр I, Тарас Шевченко, Николай Гоголь, а также композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. С 1960 года по решению безбожных властей храм был закрыт, и лишь в мае 1991 года начались ремонтно-восстановительные работы. С этого же времени проходит и служба Божия.
|
|
Свято-Вознесенская церковь
|
Свято-Вознесенская церковь
Свято-Вознесенская церковь, находящаяся на центральном кладбище Глухова, построена в 1767 году в стиле украинского барокко. Имеет настенную роспись, центральный алтарь в честь Вознесения Господня и два придела в честь Успения Божией Матери и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого). Главный из двух куполов переходит в шпиль, увенчанный золоченым крестом. В храме находится чудотворная икона, именуемая "Балыкинской", память которой совершается в День собора святых апостолов (13 июля по новому стилю).
|
|
В епархии 91 приход, 2 монастыря
|
|
|
|
|