ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

34

КРИВОРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ


Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем:
"Господь посылает нам благословенный мир"

Управляющим Криворожской епархией со дня ее основания является Преосвященнейший Ефрем (Кицай), епископ Криворожский и Никопольский. Епископ Ефрем удостоен степени кандидата богословия за труд по пастырскому богословию "Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), его труды и пастырское наследие" (выпущен издательством "Благовест" в 1999 году, Киев). Награжден Сербской Православной Церковью орденом святого Саввы Освященного II степени.

— Владыко, сегодня все больше людей возвращается в Православие, идет в храмы. Это свидетельство духовного возрождения или дань моде?
— Сегодня по всей Украине идет восстановление и строительство храмов и монастырей. А сколько открылось храмов за трехлетний период существования Криворожской епархии?
— Как будете встречать Вы и Ваша паства 2000-летие Рождества Христова?
— За три года количество приходов увеличилось в два раза, сейчас их 150. Только в Кривом Роге открыто 20 храмов и два монастыря. Это вполне нормальное явление, поскольку Церковь всегда была центром духовности. Когда человек приходит в незнакомый город или село, то на самом видном месте его взору предстает храм, поражающий совершенством и гармоничностью архитектуры. Храм — это то место, где человек воспитывается всю жизнь, с детства до старости. Он должен быть прекрасным. Поэтому задающие вопрос: "Для чего открывают столько церквей?", — просто не понимают всей важности и глубокого значения Божиего храма.
Недавно мы открыли храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги в селе Валовое. Прекрасная церковь в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии возводится в селе Надеждовка. С какой любовью люди обустраивают храмы, украшают их иконами и рушниками!
— Владыко, как епархия встретит 2000-летие Рождества Христова?
— Каждый христианин с трепетом и благоговением ждет этот великий праздник, желая прийти к нему духовно обновленным. В храмах пройдут праздничные богослужения, состоятся крестные ходы. С Рождеством вас Христовым!

Живая память Церкви

Криворожская епархия образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 27 июля 1996 года в результате разделения Днепропетровской епархии.

Решением Священного Синода от 12 сентября 1996 года епископом Криворожским и Никопольским определено быть архимандриту Ефрему, насельнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Наречение и хиротония архимандрита Ефрема в епископа Криворожского и Никопольского состоялись 13 сентября 1996 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. За три года существования епархии построены Свято-Благовещенский храм в городе Пятихатки; храм святителя Василия Великого в селе Вишневое Пятихатского района. Ведутся работы по реставрации возвращенных храмов и переоборудованию предоставленных помещений и зданий под храмы. Открываются храмы при больницах (Днепродзержинск, Кривой Рог и др.), детских домах (Желтые Воды).
В городах, районных центрах, селах при храмах действуют воскресные школы, для учащихся которых организуются и экскурсии, и паломничества по святым местам. При Криворожском храме преподобного Сергия, игумена Радонежского, создаются регентские курсы; при Никольском Спасо-Преображенском соборе действуют иконописная школа и братство "Преображение"; при Желтовском Свято-Троицком храме создана киностудия; Криворожским храмом Рождества Пресвятой Богородицы издается приходской листок "Свеча". Местночтимой святыней есть Турковицкая икона Божией Матери. Список этого образа обретен в Свято-Вознесенском храме Кривого Рога. С 16 августа 1998 года икона крестным ходом шествовала по всем благочиниям Криворожской епархии. Сейчас она находится в Криворожском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где ей каждое воскресенье посвящается акафистное пение, а архиерейское богослужение чудотворной иконы Божией Матери совершается 15 июля (н.с.).
В декабре 1998 года в кафедральном соборе Кривого Рога состоялось торжественное богослужение в честь новопрославленного священномученика Порфирия, епископа Криворожского (1928–1930), викария Днепропетровской епархии, пострадавшего в годину гонений. 2 декабря 1937 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви святитель причислен к лику местночтимых святых. Память его 2 декабря (н.с.).

Спасо-Преображенский собор


Внешний вид Собора
в 1940-1950 годы.

Спасо-Преображенский
собор в Никополе

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился он о порядке в храме и проповедовал в нем. Отсюда нам понятно и великое значение храма Божия для каждого христианина, ведь это дом молитвы и место особого присутствия Божия (Мф. 23, 21). Он и тихая пристань, прибежище от бед и скорбей, и в то же время — крепость христианская, в которой мы получаем себе подкрепление, мужество и обновление ослабевших сил духовных. А если сказать кратко: храм — "небо на земле"...
История Спасо-Преображенского собора уходит далеко в прошлое. К сожалению, подлинных документов, связанных с построением собора, не сохранилось. По преданию, на месте, где сейчас величественно возвышается белоснежный храм, когда-то был пустырь. Местные ребятишки превратили его в пастбище. Однажды маленькие пастушки заметили старичка, который, судя по всему, был странником. Он усердно молился Богу, кладя земные поклоны на все стороны. Любопытные детишки заговорили со старцем, и тот предсказал им, что на этом дивном месте будет выстроен храм, который простоит до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
...Прошли годы, и предсказание сбылось. В 1898 году строительство храма в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа было завершено.
Преображенская церковь была сначала как бы домовой — предназначалась для рабочих кирпичного завода, который располагался рядом. Кстати, строительство велось на их пожертвования. Сегодня мы не знаем имен ни архитекторов, ни строителей, ни жертвователей, чьими трудами был воздвигнут столь прекрасный храм, но молитва о них возносилась, возносится и будет возноситься в его стенах...

Возрожденный храм металлургов

Турковицкая Икона Божией Матери

2 июля и 1 октября (ст. ст.) в селе Турковицах Люблинского воеводства при огромном стечении народа совершается празднование в честь чудотворного образа Божией Матери. В XIV веке князь Владислав Огольский увез из Белза в Ченстохов чудотворный образ Божией Матери. Православные люди лишились своей святыни. Но Божией Матери угодно было утешить их: по преданию, явилась около Турковиц в сиянии другая икона Божией Матери, источавшая слезы. Она представляла точное подобие Ченстоховской. Список Турковицкой иконы Божией Матери обретен в Свято-Вознесенской церкви Кривого Рога и 16 августа 1998 года торжественно перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор этого города.


Свято-Николаевский собор
в Днепродзержинске

В селе Каменском (ныне — город Днепродзержинск) церковь святителя Николая построена в 1894 году по проекту Екатеринославского архитектора Л. А. Бродницкого на средства рабочих и служащих при участии Днепровского металлургического завода. Земля отпущена крестьянами безвозмездно.
В 1902 году храм перестроили — расширили главный корпус, возвели новую колокольню по проекту епархиального архитектора А. Петровецкого. Внутренняя отделка, мраморный иконостас, мозаичный пол, создавали благолепие собора. На постройку церкви было израсходовано около 190 тысяч рублей золотом. Православная церковь святителя Николая, строящаяся за счет рабочих и завода, стала именоваться "заводской", а по грандиозности и великолепию — Свято-Николаевским собором. Его вместимость — две тысячи человек.
Тяжелым испытаниям подвергалась Церковь в послереволюционные годы, вплоть до 80-х годов. НКВД вместе с инспекторами отдела культов и другими безбожными организациями облагали ее непомерными налогами, а верующих и священников объявляли контрреволюционными элементами.
Красноречиво о тогдашних порядках свидетельствует отрывок из Устава Свято-Николаевской общины от 30 апреля 1925 года: "1. Община может быть закрыта по постановлению исполкома или НКВД, 2. Вследствие ареста части членов общины…". На просьбу верующих от 19 октября 1929 года оставить за ними собор последовал ответ инспектора культов Никольского: "Отклонено по причине роспуска релгруппы в связи с закрытием церкви" (от 9 декабря 1929 года).
С 1929 года и до фашистской оккупации собор функционировал как музей революции. В куполе вместо центральной люстры был подвешен маятник Фуко.
С 1941 года собор снова стал действующим, вплоть до 60-х годов. 1 августа 1960 года Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР по предложению Днепропетровского облсовета за № 588 от 30 июня постановил: "Снять Николаевскую общину с регистрации, а собор определить снова под музей".
"…Кто дал право выгонять стариков из церкви?.. Кресты сожгли ночью, отобрали не только церковное имущество, но и инвентарь забрали", — жаловались верующие Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I.
Лишь в апреле 1988 года Свято-Николаевский собор был возвращен верующим. К сожалению, в весьма плачевном состоянии. Снаружи во многих местах разрушилась архитектурная кладка, сгнили луковицы купола, колокольни и боковых пристроек, прогнившая крыша поросла зельем и деревьями, появились трещины. Внутри собора церковная живопись и роспись были преднамеренно уничтожены. Исчезли колокола, иконостас, церковная утварь, книги и имущество.
С Божией помощью собор удалось отремонтировать как снаружи, так и внутри — на пожертвования прихожан, при деятельном участии настоятеля собора, протоиерея отца Александра Свидуновича.

В епархии 150 приходов, 2 монастыря