ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

38

ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Львовский и Галицкий Августин:
"Наше дело смиренно молиться"

Архиепископ Августин (Маркевич) на Львовской кафедре со времени его архиерейской хиротонии (1992 год). За этот период количество приходов в епархии выросло в три раза. С мая 1995 года — духовник Союза православных братств Украины. С 6 декабря 1996 года — ответственный за связи Украинской Православной Церкви с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, а с 27 июля 1999 года — председатель отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Украины. В сентябре 1997 года избран духовником новообразованного Союза православной молодежи Украинской Православной Церкви. Во времена административных ущемлений и преследований православных христиан в Галиции (1992–1995) архиепископ Августин подвергался нападениям и оскорблениям со стороны верующих УГКЦ и УПЦ-КП.
Лауреат премии Фонда святого Андрея Первозванного 1996 года. Награжден церковными орденами: преподобного Нестора Летописца (1998), святого равноапостольного князя Владимира II степени (1999). Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 5 ноября 1998 года правящему архиерею Львовской кафедры присвоен титул архиепископа Львовского и Галицкого.
Трижды совершил паломнические поездки на Святую Землю, дважды — на Святую гору Афон. В 1994 году был свидетелем восхождения Благодатного огня на Гроб Господний и сослужил Патриарху Иерусалимскому Диодору на Пасхальной Литургии.
Участвовал в церковных и светских международных конференциях и совещаниях, в том числе в 1998 году в Багдаде (Ирак), Вене (Австрия), в 1999 году — в Варшаве (Польша) и Софии (Болгария), был членом комиссии по диалогу между РПЦ и РКЦ (Ватикан) в Женеве (Швейцария) в 1994 году и в Москве (Россия) в 1995 году.


— Высокопреосвященнеший Владыко, как началась Ваша архипастырская деятельность?
— Я пришел с чемоданами на пепелище. Не было епархии, ликвидировали ее регистрацию. Ни собора, ни печати, ни облачения, ни личных дел священников — не было ничего. Когда-то Львовская епархия имела 1200 приходов. Меня же встречали всего 15 священников...
— Какова же ситуация в Вашей епархии сейчас?
— Ситуация за семь лет моего пребывания на Львовской кафедре почти не изменилась. Хотя сейчас насчитываем уже около 60 приходов, но многие общины просто не могут зарегистрироваться. В Галиции и далее проводится политика дискриминации канонической Православной Церкви. Конечно, тех погромов, проявлений насилия, которые имели место в начале 90-х годов, нет. Некоторые вельможи удивляются: "Какие ущемления, какие гонения, где они?". Это похоже на ситуацию, когда после очередного погрома приходит городовой и говорит: "Слушайте, вас же никто не трогает, не бьет!"…
— Много еще на Львовщине горячих точек?
— К сожалению, достаточно. Передаю Вашей газете перечень наших бед не просто как информацию, а как призыв к молитвенному единению с православными братьями и сестрами Галиции.

  1. Львовская епархия. Несмотря на многочисленные обращения и просьбы, в течение нескольких лет не выделяется место для строительства кафедрального собора и епархиального управления.
  2. Львов-Сыхов. При содействии начальника управления по делам религий Львовской облгосадминистрации устав общины Украинской Православной Церкви был незаконно перерегистрирован с дополнением на УПЦ-КП. Храм, построенный общиной УПЦ, захвачен УПЦ-КП, верующие лишены возможности молиться в своей церкви.
  3. Львов. Троицкая община (зарегистрирована 20 февраля 1995 года). Несмотря на многочисленные обращения к властям, не решается вопрос о выделении земли под строительство храма. Законные права верующих игнорируются.
  4. Стрый. Отказ в выделении участка для строительства храма. Мотивация: в Стрые "достаточно религиозных конфессий, парафия УПЦ является лишней".
  5. Село Семеновка Пустомытовского района. Отказ в выделении участка для строительства храма. Мотив: "Вы "московская церковь" и здесь не нужны".
  6. Село Урож Дрогобычского района — верующие до сих пор молятся вне своей церкви, которую незаконно захватила греко-католическая община еще летом 1996 года, имея в этом же селе свой храм.
  7. Село Звертов Жовквенецкого района — не выполняется судебное решение о возвращении православным храма, который незаконно удерживается греко-католической общиной.
  8. Село Стенятин Сокальского района — православные добровольно допустили греко-католиков в свой храм для поочередного служения, впоследствии были изгнаны из него. Сокальськая районная администрация обещает предоставить возможность православным опять молиться в храме, если община перейдет в Киевский патриархат. В ноябре 1997 года к Львовской облгосадминистрации и руководству УГКЦ были поданы просьбы о поочередном служении, однако ни одного ответа не получено.
  9. Село Мельничное Турковского района — безосновательное силовое навязывание поочередного служения с греко-католиками при наличии других вариантов нормального, законного разрешения проблемы.
  10. Село Колодрубы Николаевского района — при содействии начальника управления по делам религий Львовской облгосадминистрации устав общины УПЦ был незаконно перерегистрирован с дополнением на УПЦ-КП. Храм, построенный общиной УПЦ, захвачен УПЦ-КП, верующие лишены права молиться здесь.

— Каким образом можно избежать конфликтов между конфессиями?
— Мы не имеем права действовать методами, которые применяли те, кто выгонял нас из наших храмов, кто называл нас предателями, оккупантами, кто с именем Божиим на устах творил самосуд. Месть — не наше дело, наше дело — смиренно молиться, терпеть и оберегать своих верных. Господь управит. Вспоминаю, как было в 1917 году. Что за катастрофа вселенская произошла! И какие тогда были молитвенники, старцы, философы. Когда ими заполнили Соловки, это был не лагерь, а академия! Где сейчас те палачи и тираны? А Церковь живет! Наши предки страдали, терпели и молились за врагов. Так и нам нужно делать. Ради будущего. Церковь — это Тело Христово. Оберегает Церковь ее Голова — Христос. А наше дело — беречь честь и приумножать славу Церкви.
— И что, на Ваш взгляд, мешает ее возрождению?
— Мешают ложь и клевета! Кто-то из лжепатриотов запустил в начале 90-х мнение, что Украине навязали московское Православие. Но, уважаемые, чем отличается московское Православие от грузинского, болгарского, румынского или сербского? Кстати, в Галиции в 1946 году ни один священник не поменялся в приходах, не заменили ни одной чаши, книги или облачения. Единственное, что изменилось — вместо папы римского начали поминать за богослужениями Патриарха Московского и исключили из символа веры "филиокве" (католическую вставку — "и Сына"). И даже сейчас, когда я езжу по своим храмам в селах, то вижу тот самый галицкий обряд, который был и до войны. В Галиции никто не навязывал "новые обряды". Более того, в послевоенный период часть духовенства даже не пыталась устранить католические нововведения, которые существуют до сих пор.
— Ваше Высокопреосвященство, как Львовская епархия будет отмечать славный юбилей, входя в третье тысячелетие от Рождества Христова?
— Уже два года, как наша епархия начала готовиться к 2000-летию Рождества Христова. В сентябре 1997-го и в июле 1998 года во Львове прошли международные семинары, организованные Всемирным молодежным православным братством "Синдесмос" и Львовской епархией УПЦ. В них приняли участие представители 22 епархий нашей Церкви и гости из более чем 10 стран.
В сентябре 1999 года прошла конференция, посвященная 50-й годовщине мученической кончины протопресвитера Гавриила Костельника. 3–5 ноября 1998 года в Свято-Успенский Почаевский Лавре прошла Третья международная церковно-светская конференция "Украина на пороге третьего тысячелетия: духовность, наука, образование, культура". Львиная доля работы по ее организации была проделана работниками Львовской епархии. Еще планируем несколько научно-церковных конференций, фестиваль духовной песни. Прочитаем цикл лекций и бесед на юбилейные темы. Совершим паломнические поездки духовенства и верующих к православным святыням Украины и за границу. На приходском уровне уже сейчас организовываются выставки, устанавливаются памятные кресты, знаки.

Беседу вел Руслан НОВАКОВИЧ.

Предания седых веков

Петропавловский храм
в Жовкве

Долгие века Галицкая Русь была православной. Только после завоевания Галиции Польшей, со второй половины XIV века, началось навязывание католицизма и жестокое преследование православных верующих. Противостояли этому террору, как и нечестивой унии, крестьяне и мещане, церковные братства. Львовское ставропигиальное братство до 1708 года боролось за Православие, однако в начале XVIII века на Львовщине осталось только два больших православных прихода: во Львове и Бродах. В обоих служили монахи Манявского скита. В 1786 году Йосиф II закрыл скит, монахов изгнал.

В 1833 году эрцгерцог д'Эсте позволил православной часовне во Львове существовать за счет средств буковинского религиозного фонда при православной митрополии в Черновцах. В 1856 году на добровольные пожертвования была куплена земля, на которой сегодня стоит православный храм (по ул. Короленко). Строительство его началось в 1896 году и закончилось в 1900 году.
Власть приказала изменить название церкви — с Троицкой на Георгиевскую. В составе приходского совета храма были такие выдающиеся украинцы, как советник суда Корнилий Косович, профессор университета, историк и первый президент Украины Михаил Грушевский, редактор львовской ежедневной газеты "Галичанин" Олесь Мончаловский, директор банка Николай Процик.
В 1914–1915 годах во Львове и провинции многие униаты стали возвращаться в Православие. Это движение охватило целые районы, особенно массовым оно было на Лемковщине. Тем не менее польская власть, следуя австрийским традициям, признавала приходом только Львовскую православную общину, а все другие считались его филиалами. Поскольку при настоятелях львовской общины сосредоточивалась православная миссия всего края, то возникла потребность в ежемесячном издании — "Воскресение" (газета выходила периодически с 1927 по 1937 год).
При советской власти (1939) протоиерей Георгий Боечко с приходским советом упорядочил церковную жизнь. Возобновилась образовательная и благотворительная деятельность. На какое-то время из Москвы во Львов прибыл архиепископ, а впоследствии — митрополит Крутицкий Николай. Возродилось православное движение в Галиции, осуществлялись хиротонии, росло количество приходов. К сожалению, 22 июня 1941 года война внезапно изменила нормальное течение жизни. После оккупации Галиции казалось, что православный храм оставят в покое, но последовали притеснения и аресты священнослужителей и верующих. До 1944 года львовский храм подчинялся Варшавской митрополии, но правил им епископ Палладий в Кракове.
После освобождения Львова приход вернулся к положению 1939 года. Но главное — даже во время бомбардировок православный Георгиевский храм уцелел. Из Кременца прибыл настоятель митрофорный протоиерей Серафим Козловецкий. Вторым священником остался предыдущий настоятель — священник Григорий Боечко. 27 апреля 1945 года из Киева приехал епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк). Таким образом храм неожиданно стал православным кафедральным собором Львова. Для этого он оказался, бесспорно, мал. Но после собора греко-католической церкви во Львове 1946 года почти все львовские храмы стали православными, и архиерей перешел на Свято-Юрскую гору. С конца 80-х годов в Галиции начались церковные нестроения, однако приход святого Георгия Победоносца остался верен Православию. С 1992 года храм снова выполняет функции кафедрального собора.

"Галицких градов Держательнице, моли Всеблагая, спастися душам нашим"

Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери, по преданию, написал евангелист Лука. Святой послал ее вместе с Евангелием и Книгой деяний в Антиохию. Затем икону перенесли в Иерусалим, а оттуда — в V веке — в Константинополь, где для нее был построен величественный храм, известный как Влахернский. Здесь святой образ находился 539 лет, исцеляя, неоднократно спасая и даря утешение немощным, прозрение слепым и здоровье больным. Икона получила название "Одигитрия" (в церковнославянском переводе "путеводительница, крепкая помощница"). Во времена иконоборческих гонений икону замуровали в алтарную стену Влахернского храма. Более шестидесяти лет никто не знал о месте пребывания святыни. Долго игумены и иноки, сам Константинопольский Патриарх Тарасий молились Господу с просьбой явить славную икону Богородицы. Наконец, одному затворнику во сне было сказано, где ее искать.
В 1383 году образ явился на Руси. Новгородские купцы, побывавшие в Царьграде, узнали от Патриарха Константинопольского о Тихвинской иконе, которая удивительным образом исчезла из церкви. Невидимо переносимая ангелами, она обходила русские поселения, даруя, как и раньше, утешение, исцеление и помощь. Первыми увидели ее рыбаки на Ладожском озере, потом — на речке Онче вблизи Смоленова, потом она явилась в городе Куков у реки Паши. Везде в честь иконы возводили часовни и храмы. А икона опять исчезала и чудесным образом оказывалась на горе в Тихвине.
Позже список святой афонской чудотворной иконы "Тихвинская-Слезоточивая", написанный и освященный на Афоне, был передан пустынниками Русскому императорскому консульству во Львове (тогда Лемберге), в свою очередь подарившему его общине святого великомученика Георгия Победоносца. Во время преследований в Галиции Православия Небесная Владычица Богородица неоднократно спасала людей от опасности и дарила многочисленные исцеления христианам, которые просили заступничества перед Тихвинской иконой Божией Матери.

В епархии 60 приходов