ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

40-41

УСТАМИ ПАСТЫРЯ


ПОСЛЕ НОВОГОДНЕГО МОЛЕБНА

Зимние праздники

Господь дал нам прожить до конца еще один год нашей жизни, и мы вступили в этот Новый год, провозглашая нашу веру не только в Бога вообще, но и в то, что мы верим в то Царство Божие, которое должно прийти — сначала неприметным образом в души наши, а потом, через нас, и приметным, славным, победным образом — для всего мира.
Первые слова молебна, который мы только что пели, — “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа”. Мы в этот год вступаем с верой, что он может принадлежать Царству Господню. Что эт;о значит? Когда мы озираемся на прошлое, молитвы, которые мы только что читали, пели, слушали, говорят нам о покаянии и о благодарении. О покаянии, потому что в течение протекших лет и протекшего года мы все, каждый из нас оказался недостойным имени человека, имени христианина, Божией любви и любви людей. Нам есть в чем каяться, потому что наша жизнь в течение этого года едва ли всегда, едва ли часто содействовала тому, чтобы водворилось Царство Божие, Царство ликующей, нераздельной, чистейшей любви. Нам надо каяться, потому что из всех людей мы, христиане, призваны быть сотрудниками Божиими для того, чтобы Его пути стали бы путями людскими.
Но есть и о чем благодарить. Несмотря на то, что мы часто неверны Ему, неверны себе, неверны другим, Бог продолжал хранить нас. Он продлил нам жизнь, Он укрепил наши силы, Он напоминал нам о Своей воле, Он направлял нас к спасению. Есть за что благодарить, потому что в малом и в большом Он был так близок, так деятельно и так творчески близок к нам в нашей земной жизни. Но благодарить тем благодарением, которое поет Церковь Христова, тем благодарением, которое выражено в страшной и дивной Евхаристии, в Божественной литургии, через которую мы можем уже теперь начать жить тайной будущего века.
Потому, что благодарить за все без остатка, благодарить без остатка за всю свою жизнь, за горе, как и за радость, за страдание, как и за облегчение, благодарить также за тех, которые нам дороги, благодарить за все можно, только если мы видим во всем победу Господню. Священное Писание нам говорит, что придет время, когда мученики станут перед лицом Господним и скажут: Ты был прав, Господи, во всех путях Твоих...
Что же мы можем сделать в наступающем году для того, чтобы это Царство воссияло в наших сердцах, проявилось в нашей жизни, через край перелилось в жизнь других, охватило шире и шире, как пожар, как занявшаяся заря, окружающий нас мир? Мы должны войти в Дух этого Царства, мы должны переоценить те ценности, которыми мы живем вместе с миром, не живущим этим Царством. Пока мы вместе с миром будем жить страхом, жадностью, ненавистью, пока мы будем искать того, что нам дает радость, а не того, что другим дает жизнь, до тех пор мы бессильны будем строить Царство Божие, потому что Божие Царство — это Царство Любви.
И вот в этом году перед нами лежит время, еще не тронутое, время, которое перед нами расстилается, как снежная равнина — чистая, незапятнанная. Мы можем вступить в эту равнину и начать идти твердой стопой Веры, то есть безграничного, совершенного доверия к Богу, с надеждой, что все будет не по-нашему, а по-Божиему. И с любовью посильной войдем в этот год, с покаянием искренним, а покаяние — не плач о прошлом только; это — ужас перед разрушением, которое мы произвели в прошлом, и резкий поворот лицом к Богу, с тем, чтобы идти к Нему, как Петр пошел по волнам, пока он глядел только в лицо Господне, не обращая внимания на разбушевавшееся море. Пойдем с благодарностью, но научимся благодарить за все, потому что все нам от Бога во спасение, все — дар; и светлое и темное, и горькое и сладкое, и скорбь и радость. И дальше будем идти так, чтобы на земле водворилось Царство Господне, Царство любви; и первой жертвой для построения этого Царства должно быть мое самолюбие. Я должен лечь костьми на грани этого Царства, во мне должно умереть все то, что ему противно, и только тогда, когда Царство победит сердце каждого из нас, оно начнет сиять и вокруг нас. Призыв Господень беспощадно строг и вместе с этим дивно светел. Войдем же в этот Новый год, как Божии дети, чтобы строить Божий мир, да прославится Господь и водворится в этом холодном, горьком, осиротелом мире радость Господня. Аминь.

Антоний, митрополит Сурожский.

Зимняя лавра

Как произошло рождение Спасителя

Изгоняя наших прародителей из Рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15) и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что "мудрый Создатель опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлен от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни". Можно сказать, что вся Вселенная ожидала небесного Искупителя.
Перед рождением Спасителя римский император Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести во всей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились по этой причине в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, то и направились в Вифлеем, город Давидов.
В Вифлееме и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14); И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5, 2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в правление римского кесаря Августа в лето от сотворения мира 5508: "повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались в число верных". "Повинуясь кесареву повелению, Христе, ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными", — поет Церковь в каноне на Рождество Христово.
Родившийся в вертепе Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. "Во яслех восклонись Господь, да безсловество человечества исправит. В безсловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити безсловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да расторгнеши пленицы прегрешений моих".
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены — эти первые образы Его смирения и уничижения — не могли утаить Божественной славы Младенца. О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть "простецы и мудрецы". Пастухи, пришедшие в вертеп после явления им ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми поклонились Младенцу-Господу.
Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24, 17). Необычная звезда привела с востока на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары — золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — "яко человеку смертну".
По изречению Церкви, не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: ангелы — пение, небеса — звезду, пастыри — чудо, волхвы — дары, земля — вертеп, пустыня — ясли, люди — Матерь Деву, язычество — начало христианства в своих волхвах.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, проходившем при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют еще Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост

Рождественский пост — зимний пост, он служит приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".
По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово

Начало этого праздника относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (по юлианскому календарю), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает святой Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века — в 303 году, 20 тысяч никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того времени, когда Церковь получает свободу и становится господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений святителей Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом — Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом — святой Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом — преподобная Кассия и другие, имена которых нам не известны, написали для праздника Рождества Христова священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-36). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать "с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб никакоже дерзнем ясти".

Как приготовить сочиво

По Церковному уставу, в дни сочельников — Рождественского и Богоявленского — православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить. 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо — стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Для подслащивания лучше использовать только мед.

Как проводить святки

Рождество Господне

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют "святками", то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января и как бы составившие один день праздника. В народе эти дни называют "святыми вечерами", потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, происходивших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в Церковном уставе преподобного Саввы Освященного (= 530), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии", и возбранено совершать священнодействие брака. Вторым Туринским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах Шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. "Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца), Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству — Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков — повелеваем извергать из священного сана, а мирян — отлучать от общения церковного". В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22, 5).
Правительство православной Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи. — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашны, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост — не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".
Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России и в Украине, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост — не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно..."

Почему на Рождество украшают елки

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его" (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: "Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет он него — произрос Ты от Девы". Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23).

Как празднуется Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: "Я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лук. 2, 10–14).
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе". В пределах предпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

Святое Богоявление

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей. Царские часы начинаются и совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.
Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в богослужебных книгах Православной Церкви называется Пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени.
В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, Человеколюбче", — говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово. Божественную литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного". Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".
С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.