43

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ОВРУЧСКАЯ ЕПАРХИЯ


Свято-Васильевский собор

Епископ Овручский и Коростенский Виссарион:
"Побуждать к благочестивой жизни"

Епископ Виссарион (Стретович) в 1983 году закончил Московскую Духовную Академию. С 1993 года управляет Овручской епархией.
Его стараниями в Овруче отреставрирован древний Свято-Васильевский собор, открыто 52 новых прихода. Владыка освятил 21 храм, совершил 41 священническую хиротонию.

— Ваше Преосвященство, статистика свидетельствует, что в Овручской епархии мало раскольнических приходов. Скажите, пожалуйста, как Вам удалось этого достичь?
— К радости, у нас ни один священник не перешел в раскол. Прежде всего священники и прихожане должны твердо знать, что спасение только в Единой Церкви, основанной не людьми, а Богочеловеком Иисусом Христом. Христос, предлагая учение о Церкви, всегда имел в виду только одну, например: "Созижду Церковь Мою" (Мф. 16, 18). Изображая Церковь в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством одного пастыря — Христа. И об одном овечьем дворе, об одной виноградной лозе, повелел проповедовать одно учение, установил одно крещение и одно причащение. Мы говорим заблуждающимся, чтобы они поверяли свои знания в вопросах веры у церковных авторитетов, ведь Церковь непогрешима в своем учении. Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы представить Церковь, как невесту, "не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного" (Еф. 5, 28). Дух Святой, всегда в ней пребывающий со всеми благостными дарами, освящает ее через святейшее слово Божие, через святые и освящающие нас таинства и действиями в сердцах побуждает к благочестивой жизни и святости. В места, куда планируют приехать раскольники, выезжаю я или посылаю священников для разговора с народом. Простая доверительная беседа приносит свои плоды. Вера — это дар Божий, но она ведь и от слышания. Тяжело отделять зерна от плевел, изгонять сомнения из сердец, сознания некоторых людей, принявших клеветническое учение, направленное против святой Церкви Христовой, спасительно действующей в Украине. Возможно, так останется до жатвы.
— Много ли людей бывает в храмах, ходит ли в Церковь молодежь?
— Здесь многое, конечно, зависит от священника, его духовного, богословского, интеллектуального уровня. А молодежь обуревают разные соблазны. Чем напичканы западные фильмы? Убийства, разврат, измена, бесовская музыка и такие же танцы. Оказывается, кому-то хочется, чтобы наша молодежь этим занималась. А слово Божие говорит: вы есть Храм Духа Святого. Будет Дух Божий пребывать в такой молодежи, если она творит всякие непотребства? Будут ли счастливы родители, найдут ли они утешение в старости, если их дети не найдут дорогу ко Божиему храму? Первыми словами проповеди Христа Спасителя были: покайтесь и веруйте в Евангелие. Печально, когда некоторые люди, лишь оказавшись у крайней, роковой черты, обращаются за спасением к Церкви. А до этого — живут по стихиям мира сего: экстрасенсорика, обращение к колдунам, которые именуют себя народными целителями...
— Как епархия готовится к юбилею Рождества Христова?
— Прежде всего, мы должны возблагодарить Господа за Его великие милости к нам. Призываем паству твердо стоять в святой вере Христовой, в которой спасались святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Николай Мирликийский, великомученик Пантелеимон, Киево-Печерские подвижники, Сергий Радонежский, Макарий Овручский и множество других. Планируем провести торжественные акты, благодарственные молебны, крестные ходы. Строятся и реставрируются храмы. Прекрасно, что люди и этим добрым делом стараются украсить храм души своей. Для детей готовимся большим отдельным тиражом издать поучения. Некоторые приходы планируют возле храмов установить юбилейные памятники, часовни.

Свято-Васильевский храм.

Собор основан святым князем Владимиром в 997 году, по другим источникам — в 989-м. Святой равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении нареченный Василием, посетил Овруч и построил на разрушенном идольском капище деревянную церковь в честь святого Василия Великого. Это первая православная святыня Овручского края. Церковь простояла примерно сто лет, а потом правнук князя Владимира, князь Рюрик Ростиславович, построил на том же месте новый каменный златоверхий собор, которым восторженно любовались все жители древлянской земли.
Этот свидетель пронесшегося над ним тысячелетия разделил трагическую судьбу многих православных храмов Южной Руси. В XIII веке его два раза разоряли татары, и оба раза восставал он в прежнем своем величии. В 1321 году собор подвергся той же участи — от литовского князя Гедемина, который благосклонно относился к православным, но разорил их святыню за упорную оборону города. Хотя храм и не был разрушен до основания, предстать в прежнем своем величии он все же не смог. Жители пострадавшего Овруча лишь выстроили внутри разрушенного собора маленькую деревянную церковь. Обстоятельство же, которое побудило к ее постройке, было следующее: в народе появились рассказы, что в ночное время на развалинах храма слышно пение ангелов и что из недр земли исходит благоухание, наполняющее воздух.
В таком виде храм оставался до конца XIX века, пока архиепископ Модест не решил полностью восстановить его. Но смерть Владыки приостановила почти в самом начале это святое дело. Осуществить задуманное Господь судил его преемнику, архиепископу Антонию (Храповицкому). В 1904 году на годичном собрании Волынского Епархиального Владимиро-Васильевского братства Владыка Антоний предложил взять на себя реставрацию древней Васильевской церкви в Овруче и ходатайствовать перед Святейшим Синодом об учреждении при ней женского монастыря.
Для восстановления храма прибыл известный архитектор А.В.Щусев, который дал заключение: храм может предстать в прежнем своем византийском стиле. Так было положено начало возрождению древней святыни — неоспоримого памятника торжества Православия в нашем Отечестве. Этого требовал священный долг перед предками, его создавшими, и перед будущими поколениями, чтобы в скорбную минуту испытаний могли они утешиться и получить надежду.
По благословению Святейшего Синода 14 января 1907 года, в День памяти святого Василия Великого, все православные церкви России собирали деньги на воссоздание храма. Государь Император Николай II соизволил пожертвовать из личных средств 10 000 рублей и большое паникадило. Возрождение храма началось в мае 1907 года. Благодаря усердной, кропотливой и профессиональной работе строителей храм был воспроизведен в точности, вплоть до карниза. Быстрый ход работ дал возможность
Высокопреосвященному Антонию 18 сентября 1908 года воздвигнуть крест на куполе. А в феврале 1911 года Император Николай II посетил Овруч и принял участие в освящении храма.
Пронесшийся атеистический смерч не смог повергнуть этот собор — он не закрывался, по-прежнему напоминая о святом и вечном. К 1000-летию Крещения Руси Свято-Васильевский собор полностью отреставрирован. Реставрация длилась три года. Во всем своем благолепии воссияли фрески и иконостас Рублевского письма. В 1989 году по благословению епископа Житомирского и Овручского Иоанна
Свято-Васильевский собор при большом стечении народа торжественно праздновал свое 1000-летие. В ознаменование этого праздника рядом был сооружен памятник — Крест.

Заступник родной земли и веры

В Свято-Васильевском храме есть большая икона с частицей мощей преподобного мученика Макария, архимандрита Овручского, чудотворца, память которого здесь торжественно празднуется 26 мая и 20 сентября (н. ст.).

Блаженный Макарий родился в городе Овруче от благочестивых родителей. С ранних лет воспитывали они своего сына в правоверии и страхе Божием. В 25 лет он уходит в местный монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Постигая усердно веру православную и упражняясь в благочестии, инок Макарий особенно любил читать творения святого Иоанна Златоустого.
Приняв сан иеромонаха, Макарий в 1657 году архиепископом Черниговским Лазарем был посвящен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Овручской обители. То были очень тяжелые времена — латино-польского владычества. Стараниями иезуитов были уничтожены почти все православные обители. И в этот-то период тяжких испытаний блаженный Макарий оставался одним из самых ревностных защитников Православия и выступал во главе подчиненной ему братии против козней унии и латинства. Святой управлял Овручской обителью около 15 лет.
Однажды татары окружили монастырь. Святой и все иноки после молебна, взяв иконы и хоругви, вышли за монастырские ворота. Враги устрашились и удалились. Через некоторое время католики пришли толпой в монастырь Овручский и потребовали, чтобы святой с братией перешли в унию. Угодник Божий отвечал: "Нет общения света с тьмою; вы оставили свет и возлюбили тьму, оставили правила вселенских соборов и приняли предания лжи, и вместо того, чтобы быть под Главою Церкви — Иисусом Христом, — преклонились под ноги папы римского".
Противники отвечали, что и они имеют веру христианскую. На это преподобный сказал им: "Христианские ли ваши дела, когда вы убиваете людей и истребляете обители? О, Господь воздаст вам судом Своим за дела ваши!".
Этого уж поляки не могли стерпеть. Подстрекаемые иезуитами, они воспользовались нашествием татар и в 1671 году разорили город и монастырь.
По ходатайству архиепископа Лазаря преподобный Макарий был определен настоятелем Каневской обители.
Скоро поляки напали и на Канев, многих убили и сожгли. Оставшиеся в живых бежали в обитель преподобного. Это было только начало бедствий.
В 1678 году султан послал многочисленное войско из татар и турок покорить Украину. Бусурмане подошли к Каневу. 4 сентября, взяв город, опустошили его и умертвили множество людей. Оставшиеся в живых опять бежали в монастырь. Татары сначала старались разными обещаниями выманить оттуда жителей, а потом, угрожая, потребовали сдаться. Страх объял всех. Люди искали спасения в храме и погребах обители. Только Макарий бесстрашно встретил врагов с крестом в руках.
Татары с яростью устремились к преподобному, начали его бить, требуя монашеское имущество. Святой старец отвечал: "Мое золото на небе, а не на земле, имущество Церкви в благодати и милости Божией". Каневцев же он напутствовал: "Да не отступят православные от святой веры, но да терпением стремятся на предлежащий им подвиг".
Злобные нечестивцы зверски издевались над мучеником, затем отрубили ему голову, тело бросив на площади.
Оплакав своего заступника, православные взяли тело его и внесли в церковь, в которой и закрылись. Враги Христовой Церкви зажгли храм и всех находящихся в нем уморили дымом и огнем. Лишь тело преподобномученика Макария со крестом во власянице сохранилось будто живое. Православные с любовью похоронили блаженные останки своего наставника в том же храме.
В 1688 году двое честных иноков открыли гроб и обнаружили нетленные останки мученика. Здесь, возле святых мощей, люди начали исцеляться.
В настоящее время святые мощи Макария находятся в храме города Черкасс.

Божий храм, как твердыня, стоит

Свято-Николаевский храм

Свято-Николаевский храм — это святыня древнего Радомышля. Издалека видны его златоверхие купола и кресты. Он — своеобразная визитная карточка старинного полесского города.
Возводился храм одновременно с Владимирским собором в Киеве. Всем миром собирали средства на его строительство. Ремесленники, крестьяне, учителя, промышленники, медики жертвовали деньги. Ученики гимназии каждое воскресенье с жертвенными кружками обходили жилые дома. Устраивались благотворительные вечера, и вырученные средства также шли на строительство церкви. Были привезены из Москвы церковные колокола. На одном из них отчеканено имя купца первой гильдии Ивана Курова, который пожертвовал на строительство храма крупную сумму.
Расписали храм ученики известного русского художника Виктора Васнецова — Павел Свидомский и Василий Котарбинский. Им помогали художники-иконописцы из Киева. В храмовых росписях замечательны изображения исторических лиц: святого благоверного князя Александра Невского; первого иконописца преподобного Алипия, монаха Киево-Печерского монастыря; святой равноапостольной княгини Ольги; преподобного Нестора Летописца, автора "Повести временных лет; святой княгини Евдокии, супруги благоверного князя Димитрия Донского, равноапостольного князя Владимира, при котором в 988 году было принято христианство и начался расцвет Руси. Весь храм светился, словно райский сад. Орнаменты дивной красоты покрывали каждую арку.
Открытие храма было торжественным и многолюдным: со всех сел Радомышльского уезда, из Киева и Житомира шли и ехали миряне, чтобы стать участниками исторического события, помолиться и сказать вместе с библейским пророком Давидом: "Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему" (Пс. 5, 8). Трудные времена наступили для Свято-Николаевского собора после 1917 года. Начались гонения на служителей церкви, запретили отправлять богослужения, из храма были забраны старинные иконы, некоторое время он вообще был закрыт. И только благодаря сотням обращений верующих к местной власти богослужения были возобновлены.
В настоящее время в Свято-Николаевском храме сделан большой ремонт, полностью отреставрированы росписи. В церкви находится чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. При храме действуют воскресная школа и детский хор. При местной школе-интернате для детей-сирот силами Свято-Николаевской общины также организована церковная воскресная школа.
Храм готовится торжественно отметить 2000-летие Рождества Христова. На территории церковного двора планируется установить памятный знак в честь знаменательной даты.

В епархии 170 приходов, 2 монастыря