ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

44

ОДЕССКАЯ ЕПАРХИЯ


Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел:
"Церковь призывает к единству".

Владыка Агафангел (Саввин), родился 2 сентября 1938 года в селе Бурдино Тербунского района Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1958–1960 годах учился в Киевской Духовной Семинарии, в 1960–1962 годах — в Одесской Духовной Семинарии. В 1962–1966 годах учился в Московской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. В апреле 1965 года принял постриг с именем Агафангел. 18 апреля 1965 года рукоположен во иеродиакона, 22 апреля 1965 года — во иеромонаха. В апреле 1967 года возведен в сан игумена.
С мая 1967 и по ноябрь 1975 года — ректор Одесской Духовной Семинарии. 1 июня 1967 года возведен в сан архимандрита. В ноябре 1975 года ему определено быть епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 года. С ноября 1975 года по февраль 1990 года — временно управляющий Хмельницкой епархией. В сентябре 1981 года возведен в сан архиепископа. В марте 1989 года возведен в сан митрополита.
7 августа 1991 года был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, но отказался ехать из-за беззаконных действий тогдашнего Предстоятеля УПЦ Филарета (Денисенко). 7 сентября 1991 года уволен на покой согласно поданному прошению. В апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре. С июля 1992 года — митрополит Одесский и Измаильский. Постоянный член Священного Синода.
Награжден орденами святого Владимира III—I степени, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, орденом святого Даниила Московского II степени, правом ношения второй панагии, орденами святого апостола и евангелиста Марка II и I степени (Александрийская Православная Церковь), орденом святой равноапостольной Нины II степени (Грузинская Православная Церковь), орденом Святого Креста (Иерусалимская Православная Церковь), орденом Антиохийской Церкви, знаком отличия Президента Украины — орденом "За заслуги" II степени (1999).


— Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Украинcком Православии?
— Как православный человек, я исповедую догмат единства Церкви. Господь Иисус Христос говорил о создании одной Церкви и основал Он только одну Церковь, в которой предложил спасение роду человеческому. Вне Церкви нет Христа, следовательно, нет и спасения. В нашей стране за последние годы с неимоверной быстротой расплодились сотни различных религиозных группировок, именующихся церквами, а некоторые даже выдают себя за православных (филаретовцы, яремовцы). Нужно решительно выступать против распространения этого лжеверия.
— Приближается 2000-летний юбилей Рождества Христова. Как готовится Одесская епархия к празднованию священного исторического события?
— В Одесской епархии была образована юбилейная комиссия по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова, которая запланировала проведение четырех научно-богословских конференций. В мае 1998 года в Свято-Успенском Патриаршем монастыре города Одессы мной совершено освящение закладного камня в основание строящегося трехпрестольного собора в честь 2000-летия Рождества Христова. 4 сентября 1999 года был совершен общегородской крестный ход к месту, где находился Спасо-Преображенский кафедральный собор. И я с духовенством освятил закладной камень в основание возрождающегося собора, колокольня которого будет восстановлена с Божией помощью к празднованию 2000-летия христианства.
Построены новые храмы в некоторых селах и поселках.
В канун юбилея мне хочется пожелать вам и всем читателям, чтобы вы всегда сохраняли в сердце доброту и христианскую любовь. Будем молиться за Отечество, за Святую Церковь нашу, чтобы благодать Господня укрепляла нас в подвиге жизненном, в доброделании, умножении добра, мира, правды и любви Божией.

У Черного моря...

Храм Григория Богослова

Основание первой епархии в Новороссийском крае относится ко второму десятилетию царствования Екатерины II. Именным указом императрицы Святейшему Синоду от 9 сентября 1775 года повелено учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях архиепископию с наименованием ее Славянской и Херсонской. Первым архиепископом новообразованной епархии стал грек Евгений (Булгарис, 1776–1806 годы).

В период правления архиепископа Никифора (Феотоки) произошла административно-гражданская реорганизация Новороссийского края. Были упразднены Новороссийская и Азовская губернии, а вместо них учреждена одна — Екатеринославская. Но епархия именовалась, как и прежде, — Славянско-Херсонской до 1786 года, просуществовав под управлением греческих архиереев 11 лет (1775–1786 годы).
В 1786 году епархия переименована в Екатеринославскую, и назначенный на нее в том же году архиепископ Амвросий (Серебрянников) получил титул архиепископа Екатеринославского и Херсоно-Таврического.
В 1793 году Екатеринославскую кафедру занял митрополит Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони), который 22 августа 1794 года заложил первые камни "новаго града" Одессы и здешних храмов Божиих. С этого момента город Одесса уже не сходит со страниц истории. В 1837 году состоялось разделение обширной Екатеринославской епархии на две кафедры: Екатеринославскую и Херсонскую. По синодальному определению от 9 мая 1837 года на Херсонскую кафедру с центром в Одессе был назначен архиепископ Гавриил (Розанов), "обладающий талантом домостроительства материального". 1 октября 1838 года заботами архиепископа Гавриила в Одессе была открыта Духовная Семинария. Кроме Семинарии, он основал Одесское училище для девиц духовного звания, преимущественно сирот, при женском Михайловском монастыре, также им организованном.
Сменивший на Херсоно-Таврической кафедре архиепископа Гавриила (Розанова) святитель архиепископ Иннокентий (Борисов) принадлежит к сонму выдающихся иерархов Русской Церкви XIX столетия. При нем был явлен чудотворный Касперовский образ Пресвятой Богородицы. К числу знаменательных церковных нововведений, произведенных архиепископом Иннокентием в Одессе, относится ежегодное всенародное совершение таинства Елеосвящения архиерейским чином в Одесском кафедральном соборе в Страстную Пятницу — в память о войне 1853–1856 годов. Драгоценным памятником пастырской любви святителя Иннокентия было установление по пятницам еженедельного акафистного пения перед Касперовской иконой Божией Матери, совершаемого и в настоящее время.
Преемником святителя Иннокентия на кафедре стал архиепископ Димитрий (Муретов), архипастырская деятельность которого носила ярко выраженный церковно-общественный характер.
С 1883 по 1890 годы Одесскую кафедру занимал архиепископ Никанор (Бровкович) — выдающийся проповедник, миссионер, прекрасный администратор.
При архиепископе Иустине (Охотине), который управлял епархией с 1893 по 1905 год, широко распространилось миссионерство. В Одессе был созван первый "областной миссионерский съезд". Деятельную борьбу с сектами вело Свято-Андреевское братство.
В послереволюционные годы Одесскую кафедру занимали такие известные святители, как священномученики архиепископ Прокопий (Титов), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), митрополит Анатолий (Грисюк).
В 1945 году при архиепископе Сергии (Ларине) возобновила свою деятельность Одесская Духовная Семинария.
С 1948 по 1956 год Одесскую кафедру занимал архиепископ Никон (Петин), при котором Свято-Успенский кафедральный собор украсился новой живописью, были сооружены новые иконостасы, пополнена ризница, восстановлены епархиальные монастыри: Феодосиевский Балтский мужской монастырь, Михайловский женский и Успенский мужской в Одессе. Последний стал летней резиденцией Московских патриархов. Обладая даром владения словом, Высокопреосвященный Никон оставил о себе память как пламенный проповедник, как чуткий к нуждам и духовным запросам своей паствы архипастырь.
Преемником Владыки Никона стал митрополит Борис (Вик). При нем был благоустроен и украшен кафедральный собор. Митрополит Борис отличался благотворительностью, гостеприимством и оптимизмом, обладал прекрасным голосом
С 1965 по 1990 год Одесской епархией управлял митрополит Сергий (Петров) — магистр богословия, много потрудившийся для укрепления Православия в Причерноморском регионе.
С 1992 года по настоящее время во главе Одесской епархии стоит митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. С его именем связано возрождение и расцвет церковной жизни. За этот же период в епархии открыто более трехсот храмов. В Одессе вступили в строй четыре новых храма, ведется строительство еще двух — в Суворовском районе и в СвятоУспенском монастыре, освящен закладной камень в основание возрождающегося Спасо-Преображенского кафедрального собора. Лампада монашеской жизни зажглась в четырех новых обителях.


Храм Дмитрия Ростовского


Закладка капсулы в основание воссдаваемого Спасо-Преображенского собора Одессы.

Источник духовности

Икона Божией Матери "Живоносный Источник"

В 1805 году в южном предместье Одессы, называемом "Большой Фонтан", поселился молдавский дворянин Александр Теутул. Здесь он не раз принимал ушедшего на покой и поселившегося в основанной им Одессе митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони). Однажды А.Теутул выразил намерение построить в поместье храм и маяк. Побуждением к такому шагу стало крушение корабля, принявшего разведенные Теутулом как-то ночью костры за маяк и взявшего неверный курс.
На пожертвованной земле митрополит начал строить свое одесское подворье. Но по слабости здоровья он не мог часто бывать здесь и в 1820 году возбудил ходатайство о превращении подворья в мужской монастырь.
В 1824 году монастырь был открыт и стал именоваться Свято-Успенским. В 30-е годы XIX столетия настоятелем обители был выдающийся церковный труженик и ученый архимандрит Порфирий (Успенский) — первый ректор образованной в 1838 году Одесской Духовной Семинарии, первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, открыватель Синайского кодекса Библии.
В 1837 году учреждается Херсоно-Таврическая епархия с кафедрой в Одессе. Первый ее правящий архиепископ Гавриил (Розанов) вначале жил в Свято-Успенском монастыре.
В 20-х годах XX века монастырь был упразднен. В 1942 году один из его храмов открылся вновь, а в 1944 году обитель возродилась полностью.
С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция Патриархов Московских, а монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. В том же году сюда переводят Одесскую Духовную Семинарию.
В 1962 году в обители принял монашеский постриг ныне здравствующий Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1960–1964 годах здесь подвизался и окончил земной путь известный во всем СССР преподобный старец схиигумен Кукша (Величко). До этого подвижник поочередно трудился в Киево-Печерской, Почаевской Лаврах, Крещатикском Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Благодаря перемещениям отца Кукши по обителям Украины, у него окормлялись православные всего юга СССР.
С 1965 года в монастыре находится резиденция Одесского правящего архиерея.
Нынешний престольный храм построен в 1824 году. Первоначально он именовался во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а в 1942 году переосвящен в Свято-Успенский.
Недавно освящено место и заложен камень в основание нового храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".

В епархии 381 приход, 6 монастырей