В период правления архиепископа Никифора (Феотоки) произошла административно-гражданская реорганизация Новороссийского края. Были упразднены Новороссийская и Азовская губернии, а вместо них учреждена одна — Екатеринославская. Но епархия именовалась, как и прежде, — Славянско-Херсонской до 1786 года, просуществовав под управлением греческих архиереев 11 лет (1775–1786 годы).
В 1786 году епархия переименована в Екатеринославскую, и назначенный на нее в том же году архиепископ Амвросий (Серебрянников) получил титул архиепископа Екатеринославского и Херсоно-Таврического.
В 1793 году Екатеринославскую кафедру занял митрополит Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони), который 22 августа 1794 года заложил первые камни "новаго града" Одессы и здешних храмов Божиих. С этого момента город Одесса уже не сходит со страниц истории. В 1837 году состоялось разделение обширной Екатеринославской епархии на две кафедры: Екатеринославскую и Херсонскую.
По синодальному определению от 9 мая 1837 года на Херсонскую кафедру с центром в Одессе был назначен архиепископ Гавриил (Розанов), "обладающий талантом домостроительства материального".
1 октября 1838 года заботами архиепископа Гавриила в Одессе была открыта Духовная Семинария. Кроме Семинарии, он основал Одесское училище для девиц духовного звания, преимущественно сирот, при женском Михайловском монастыре, также им организованном.
Сменивший на Херсоно-Таврической кафедре архиепископа Гавриила (Розанова) святитель архиепископ Иннокентий (Борисов) принадлежит к сонму выдающихся иерархов Русской Церкви XIX столетия. При нем был явлен чудотворный Касперовский образ Пресвятой Богородицы. К числу знаменательных церковных нововведений, произведенных архиепископом Иннокентием в Одессе, относится ежегодное всенародное совершение таинства Елеосвящения архиерейским чином в Одесском кафедральном соборе в Страстную Пятницу — в память о войне 1853–1856 годов. Драгоценным памятником пастырской любви святителя Иннокентия было установление по пятницам еженедельного акафистного пения перед Касперовской иконой Божией Матери, совершаемого и в настоящее время.
Преемником святителя Иннокентия на кафедре стал архиепископ Димитрий (Муретов), архипастырская деятельность которого носила ярко выраженный церковно-общественный характер.
С 1883 по 1890 годы Одесскую кафедру занимал архиепископ Никанор (Бровкович) — выдающийся проповедник, миссионер, прекрасный администратор.
При архиепископе Иустине (Охотине), который управлял епархией с 1893 по 1905 год, широко распространилось миссионерство. В Одессе был созван первый "областной миссионерский съезд". Деятельную борьбу с сектами вело Свято-Андреевское братство.
В послереволюционные годы Одесскую кафедру занимали такие известные святители, как священномученики архиепископ Прокопий (Титов), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), митрополит Анатолий (Грисюк).
В 1945 году при архиепископе Сергии (Ларине) возобновила свою деятельность Одесская Духовная Семинария.
С 1948 по 1956 год Одесскую кафедру занимал архиепископ Никон (Петин), при котором Свято-Успенский кафедральный собор украсился новой живописью, были сооружены новые иконостасы, пополнена ризница, восстановлены епархиальные монастыри: Феодосиевский Балтский мужской монастырь, Михайловский женский и Успенский мужской в Одессе. Последний стал летней резиденцией Московских патриархов. Обладая даром владения словом, Высокопреосвященный Никон оставил о себе память как пламенный проповедник, как чуткий к нуждам и духовным запросам своей паствы архипастырь.
Преемником Владыки Никона стал митрополит Борис (Вик). При нем был благоустроен и украшен кафедральный собор. Митрополит Борис отличался благотворительностью, гостеприимством и оптимизмом, обладал прекрасным голосом
С 1965 по 1990 год Одесской епархией управлял митрополит Сергий (Петров) — магистр богословия, много потрудившийся для укрепления Православия в Причерноморском регионе.
С 1992 года по настоящее время во главе Одесской епархии стоит митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. С его именем связано возрождение и расцвет церковной жизни. За этот же период в епархии открыто более трехсот храмов. В Одессе вступили в строй четыре новых храма, ведется строительство еще двух — в Суворовском районе и в СвятоУспенском монастыре, освящен закладной камень в основание возрождающегося Спасо-Преображенского кафедрального собора. Лампада монашеской жизни зажглась в четырех новых обителях.
Храм Дмитрия Ростовского
|
Закладка капсулы в основание воссдаваемого Спасо-Преображенского собора Одессы.
|