59

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ЧЕРНОВИЦКАЯ ЕПАРХИЯ


Столетия стойкости и веры

Архиепископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий:
"Православие объединяет народы"

Архиепископ Онуфрий (Березовский) родился в семье священника в 1944 году в селе Корытное Вашковецкого, ныне Вижницкого, района Черновицкой области.

В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета.
В 1972-м поступает в Московскую Духовную Академию и заканчивает ее со степенью кандидата богословия, которой удостаивается за работу на тему "Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского".
К этому времени будущий архипастырь уже был принят в братство Троице-Сергиевой Лавры (с 1970 года), где параллельно с учебой нес разные послушания (пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника). В течение 18 лет он воспитывается как православный монах и духовный руководитель.
В 1985 году назначен благочинным Свято-Троице-Сергиевой Лавры, с 1988 года — наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года. Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 1990 года архимандриту Онуфрию определено быть епископом Черновицким и Буковинским.


— Ваше Высокопреосвященство, сегодня, когда вокруг столько горя и бед, занимается ли епархия благотворительной деятельностью и в каких формах?
— Православие испокон веков поддерживало сирых, убогих, калек. Это не просто традиция, поскольку "подаяние милостыни" является неотъемлемой частью православной жизни. Поэтому вы часто можете увидеть православных священников и верных нашей Церкви мирян в тех общественных местах, которые издавна назывались очень правильным словом — богадельни. Епархия помогает продуктами, по возможности и средствами детской областной больнице, клинике для душевнобольных, Дому малютки, домам-интернатам для инвалидов… Православный священник призван быть подвижником, делать богоугодные дела не на показ. Есть, например, в нашей епархии протоиерей Михаил Жар, организовавший Свято-Вознесенский мужской монастырь "Банчень" с приютом для детей-инвалидов — их там уже около пятидесяти.
— Чем ознаменовался для епархии уходящий год?
— Тем, что в храмах стало больше прихожан, чем в предыдущие годы. Тем, что возрос и укрепляется в нашем крае присущий ему с глубокой древности дух истинного многонационального Православия, которое призвано объединять, а не разъединять народы. В наших храмах вы увидите украинцев, румын, русских, армян, исповедующих веру Христову. Что касается каких-то показательных цифр, то по сравнению с предыдущим годом епархия увеличилась на несколько приходов (приближается к цифре 400) и еще на два монастыря (один из них, поблизости от Сокирян, возводится на месте древнего пещерного монастыря). В этом году возродилось также издание основанного еще в прошлом столетии богословского журнала "Светильник". Православное духовенство не может не тревожить трагическая и чреватая непоправимыми последствиями духовная "беспочвенность" молодого поколения, в поисках духовной пищи оказавшегося без руля и ветрил. Поэтому при некоторых приходах сейчас создаются или планируются соответствующие новым условиям церковно-приходские воскресные школы.
— Как во вверенной Вашему Высокопреосвященству епархии идет подготовка к юбилею Рождества Христова?
— Жизнь православных не идет по мирской модели: от одной даты к другой, от парада к параду… Рождество Христово — это событие, которым мы должны жить и живем каждый Божий день. Однако и мы специально к дате приурочили некоторые мероприятия, в частности, завершили полную реставрацию Свято-Духовского кафедрального собора и установили в соборной ограде памятный мраморный крест.
История епархии отражает в себе наполненную событиями, беспокойную жизнь края с привычными для него сменами властей и древней многоконфессиональностью. Православная же духовная жизнь на Буковине началась еще в XI–XII столетиях под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Архиерейские кафедры впервые учреждены в Молдове и на Буковине, входившей тогда в ее состав, лишь в 1393 году. Так, знаменитый молдавский воевода Александр Добрый в 1401 году, все под тем же патронатом Константинополя, основал в Сучаве митрополию, а в Радауцах епископство, к которому и восходит родословная современной Черновицкой и Буковинской епархии. В длинном списке имен епископов Радауцких (их около сорока) есть имя Георгия II Могилы (епископствовал в 1580–1597 годах) — дяди знаменитого основателя Киево-Могилянской академии святителя Петра (Могилы). С переходом Буковины под власть австрийского цесаря епископ Радауцкий Досифей (Хорескул) перенес свою кафедру в Черновцы. Отныне это уже епископство Буковины, административно-канонически перешедшее в подчинение Сербскому патриарху в Карловицах (с 1783 года). После утверждения в 1834 году на буковинской кафедре епископа Евгения (Гакмана) православная церковная жизнь Черновцов и края чрезвычайно активизируется. В 1873 году — в год смерти этого прославленного архипастыря буковинской земли — объявляется в результате его многолетних ходатайств уже полностью самостоятельной митрополия Буковины и Далмации. Именно в годы правления епископа Евгения закладывается Свято-Духовский кафедральный собор. В 1863 году по проекту и под руководством видного австрийского архитектора Иосифа Главки (1831–1908) начинается также строительство резиденции черновицких митрополитов.

Храм Рождества Христова в Черновцах


После Первой мировой войны, распада Австро-Венгерской империи и присоединения Буковины к Румынии, в 1925 году, епархия получает наименование — митрополия Буковины и Хотина (город Хотин еще с XVIII века входил в состав Бессарабской епархии Русской Православной Церкви). Наконец, после Второй мировой епархия вошла в состав Украинского экзархата Русской Православной Церкви и доныне тесно связана с Киевской митрополией. В начале 90-х годов, в трагические для украинского Православия дни, верные буковинцы достойно выдержали испытание на зрелость и крепость их веры, на преданность святой апостольской Церкви.
Очевидно, на то была особая воля Божия, чтобы в формировании духовного опыта именно буковинского Православия наглядно воплотилась первозначимость апостольских слов: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 8-11).
Монастырская жизнь в Черновицко-Буковинской епархии возродилась лишь в 90-е годы — до этого времени на Буковине не действовавал ни один монастырь. Знаменательно, что святые обители милостию Божией здесь стали возрождаться буквально на пустом месте, становясь духовными воспреемниками прежних, славивших в свое время этот край (до начала австрийского владычества тут их было 24). Первый из них — Свято-Иоанно-Богословский Крещатикский монастырь был создан еще в XVII веке и возрожден решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1991 году.
Теперь число монастырей в епархии растет с каждым годом. Некоторые создаются впервые, некоторые возрождаются из руин, некоторые пока только в замыслах. К списку 1998 года уже добавилось две обители, и на сегодняшний день их в епархии одиннадцать. У каждой из них своя история, свое лицо, устав, репутация и, соответственно, свое число собравшейся братии и приходящих на поклонение паломников. А главное — своя молитвенная сила.
Молва о буковинских монастырях, их святынях и молитвенных подвигах самоотверженной братии быстро распространилась за границы области. О большинстве из них не раз говорилось в прессе. Назовем здесь упоминавшийся выше мужской монастырь святого апостола Иоанна Богослова в селе Крещатик в Заставновском районе (1991); новосозданный Свято-Вознесенский мужской монастырь "Банчень" близ райцентра Герца с приютом для детей-инвалидов (1994); мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы "Гореча" в Черновцах, у которого интересная историческая судьба (1995); созданный на основе собравшейся еще в 1991 году небольшой монашеской общины Кулевецкий Свято-Успенский мужской монастырь (1997) и, наконец, возродившийся Непоротовский пещерный мужской монастырь во имя святителя Николая на Днестре близ села Михалково Сокирянского района (1999), история которого восходит, по утверждению археологов, к V–VI векам.
Из женских монастырей на виду — восстановленный Черновицкий Свято-Введенский (1994) и во имя святой праведной Анны на Анниной горе близ города Вашковцы Вижницкого района (1993). У румынского населения Буковины пользуется все большей популярностью монастырь святых жен-мироносиц "Леорда" (по происхождению все сестры там — румынки), который расположен на окраине села Верхние Петровцы Сторожинецкого района (1996). В каждом монастыре имеются святыни — мощи святых угодников Божиих, чудотворные иконы, целебные источники. К ним на поклонение прибывают многочисленные паломники. Все эти обители служат не только оплотом православия в современной Украине. Они, в первую очередь и чаще всего, становятся единственным источником исцеления заблудшей, болящей души, местом ее воскрешения и утверждения в истинной вере.
Духовным православным центром Буковины был и остается Свято-Духовский кафедральный собор (хотя и эта твердыня пережила множество трагических событий). Стены собора помнят молитвы святых преподобных Иоанна-Иакова Румына и Кукши Нового Исповедника. Начиная от славного основателя кафедрального собора Владыки Евгения, много православных архиереев, его преемников, совершали здесь вдохновенные службы, собирая свою разноплеменную паству. Митрополиты Феофил (Бенделла), Феоктист (Блажиевич), Сильвестр (Морариу-Андреевич), Виссарион (Пую) также внесли свой молитвенный вклад в укрепление православного духа буковинцев. Храм помнит и таких выдающихся церковных деятелей, как митрополиты Антоний (Храповицкий) и Евлогий (Георгиевский).

Буковинские святыни

Боянская икона Божией Матери

Не может быть случайным то, что именно наши тяжелые времена знаменуются появлением новых святынь православной веры. Чудесные иконы действием благодати доказывают современным маловерам безусловную евангельскую истину: "Кто верует, спасен будет".


Боянская икона Божией Матери, написанная в 1991 году и находившаяся в церкви Рождества Богородицы села Бояны Новоселицкого района Черновицкой области, заплакала 18 декабря 1993 года во время богослужения в День святителя Николая в присутствии собравшихся прихожан. В консистории хранится много значимых документов, касающихся истории этой иконы. Одним из них является полное живой благодатной эмоции описание чуда протоиереем Михаилом Жаром, которому дана была Божия милость со смятенными чувствами наблюдать сие событие с самого начала — с того момента, когда, по его описанию, "глаза Божией Матери были наполнены слезами и очень блестели", и до того, как к окончанию праздничной службы слезы Богородицы пролились до самого низа иконы.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 4 октября 1994 года под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, после детального изучения, эта икона была признана чудотворной и наименована Боянской.
Установлено празднование в ее честь 12/25 сентября. Ныне Боянская икона Божией Матери — признанная святыня в православном мире. Перед ней происходит множество чудес, молящиеся исцеляются, в том числе от злокачественных заболеваний, когда медицина оказывается бессильной (первыми исцеление получили в конце 1993 года больной раком отрок Георгий из Хмельницкой области и православный священник из Польши отец Игорь).
24 сентября 1995 года было совершено первое паломничество к Боянской иконе Божией Матери, и с тех пор число поклоняющихся, которые в этот день пешком из Черновцов идут к святыне, стремительно растет.
На сегодняшний день у святой иконы из разных мест и стран уже побывало более 2 миллионов христиан — как монашествующих, так и мирян (из Иерусалима, Греции, Румынии, России, Польши и даже Турции). Ныне этот образ благоговейно хранится в женском скиту, названном в честь иконы, но часто посещает скорбящих и нуждающихся в небесной помощи в самых разных местах Украины.

Красноильская икона Божией Матери, пребывающая в храме Рождества святого Иоанна Предтечи в поселке Красноильске, начала свою историю чудотворения в предпасхальную неделю 1995 года. В феврале 1997 года решением специальной епархиальной духовной комиссии она признана чудотворной и память ее установлена в пятницу Светлой Седмицы.
Ее история показывает, что благодатная сила образа основывается не на мастерстве иконописца, а на духовной силе молитвы, произносимой перед святыней, и на вере почитающих ее. Сама по себе икона особых художественных достоинств не имеет, композиция ее заимствована с румынской литографии, распространявшейся на Буковине в конце прошлого века.
В 50-е годы нашего столетия в поселке Красноильске Сторожинецкого района жил русский переселенец Смирнов, работавший на деревообрабатывающем комбинате и в свободное время писавший иконы. Многие верующие обращались к нему с просьбой написать тот или иной образ. Любитель-иконописец был человеком добрым и часто за свою работу платы не брал, творя во славу Божию. Однажды заказала у него иконы Спасителя и Божией Матери благочестивая православная семья Андроников, чтобы подарить их друзьям из бедной семьи Михаила Митрика. Молодые наследники Митриков не очень-то почитали иконы, тем не менее память о родителях побуждала их сохранять священные изображения.
В 1995 году накануне праздника Входа Господня в Иерусалим супруга хозяина заметила на лице Пресвятой Богородицы выступившую влагу у левого глаза, похожую на слезы. На следующий день и позже слезы продолжали произвольно истекать с иконы. Потрясенные этим чудесным знамением во вторник Светлой Седмицы супруги Митрики принесли святой образ в церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, где настоятель храма протоиерей Василий Павленко тут же отслужил молебен и поместил принесенный образ в святом алтаре. В субботу вечером, исследуя икону, священник на ее обратной стороне обнаружил по контуру лика Богомладенца обильные следы благовонного, маслянистого вещества. Несколько дней спустя, к вечеру 12 мая 1995 года, от лика Богомладенца началось обильное выделение святого мира, которое пропитало икону и было хорошо заметно на обороте. Через месяц благодаря молитве перед образом был исцелен от неизлечимого недуга 12-летний отрок Лучиан Прокопое.
С этого времени по молитвам перед святой иконой Божией Матери начались явные и многочисленные чудесные исцеления жителей Красноильска и паломников из других мест. На всех хватает милости у Божией Матери.

Ольга ЧЕРВИНСКАЯ.

В епархии 372 прихода, 11 монастырей